Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Виртуальная приемная

Концепция обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами

Проект к МВК 14.11.07г.

 

КОНЦЕПЦИЯ

 ОБРАЩЕНИЯ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

 В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

 

I. Общие положения.

Концепция обращения с муниципальными (твердыми бытовыми и некоторыми видами твердыми промышленными) отходами в Краснодарском крае на 2008 – 2012 годы (далее – Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области обращения с данными видами отходов на территории региона.

Концепция подготовлена департаментом жилищно-коммунального хозяйства края в соответствии с основными направлениями Программы экономического и социального развития Краснодарского края в части требований, направленности и особенностей обеспечения снижения негативного воздействия производственной и хозяйственной деятельности на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы управления отходами, а также развития предпринимательской деятельности и в основе своей направлена на совершенствование системы управления обращением твердых бытовых отходов.

Концепция ограничена сферой обращения твердых отходов от жизнедеятельности населения и отходами общественных предприятий и организаций, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других предприятий и организаций соцкультбыта общественного назначения, некоторыми видами твердыми промышленными отходами от пищевой промышленности и строительными отходами, образованными  на территориях муниципальных образований, обозначенных как муниципальные отходы (далее по тексту – отходы, если не уточняется иное).

В Концепции используются следующие понятия:

- система обращения с отходами – процесс деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, сортировке, транспортированию, переработке, размещению и уничтожению отходов;

- отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- вторичное сырье – вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность повторного полезного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

- сортировка отходов – разделение отходов по видам с целью выделения из них вторичного сырья с дальнейшим использованием;

- транспортирование отходов – перемещение отходов на специально оборудованных транспортных средствах между объектами их образования, размещения, переработки, уничтожения и захоронения;

- переработка отходов – деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;

- уничтожение отходов – обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования;

- использование (утилизация) отходов – повторное вовлечение отходов в хозяйственный оборот путем отделения и последующей переработки содержащихся в них полезных компонентов, включения их в состав другого конечного продукта или использования для получения энергии;

- управление отходами – организация процесса обращения с отходами от их сбора до утилизации (переработка, сжигание, захоронение), включая меры по снижению количества отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и правил в области обращения с отходами, сбор информации в области обращения с отходами, меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования бытовых отходов, включая организацию раздельного сбора отходов.

- производитель отходов  – юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием отходов (источник отходов);

- захламление территории – несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом для этого местах или отдельно расположенные очаговые навалы отходов объемом до 10 куб. м каждый.

 

II. Состояние и проблемы в сфере обращения с отходами на территории Краснодарского края

В Краснодарском крае ежегодно образуется более 2 млн. тонн муниципальных отходов, представленных в основном отходами коммунального хозяйства (твердыми и жидкими бытовыми отходами).

На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция превышения допустимого (проектного) уровня захоронения отходов на полигонах, при среднегодовом приросте объемов образования отходов около 3-5 %. От жилищного фонда Краснодарского края образуется 60 % отходов потребления и 40 % от деятельности предприятий, учреждений и организаций. В Краснодарском крае практически нет объектов индустриальной переработки и использования отходов, единственным способом обезвреживания является их захоронение в окружающей среде. В следствии крайне ограниченных возможностей формирования экологически безупречных полигонов для размещения отходов наблюдается системное захламление территории края.

Муниципальные отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования. В состав муниципальных отходов входят (в процентном соотношении):

 

 

Бумага, картон

38,2

Пищевые отходы

28,6

Дерево, листья

1,8

Текстиль

4,9

Кожа, резина

0,6

Полимерные материалы

7,0

Кости

1,0

Черный металл

3,2

Цветной металл

0,5

Стекло

4,4

Камни, керамика

0,7

Отсев менее 16мм

3,1

Прочее

6,1

 

При захоронении твердых бытовых отходов на полигонах ценные утильные фракции (бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы) безвозвратно теряются. В частности в среднем по Краснодарскому краю теряется более 600 тыс. тонн макулатуры, 100,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 14,0 тыс. тонн полимерных материалов, 600,0 тыс. тонн пищевых отходов, 8,0 тыс. тонн стекла.

Подавляющее большинство объектов по размещению и захоронению муниципальных отходов не отвечает современным санитарным и экологическим требованиям. Лишь на единичных объектах осуществляется экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, подземных вод и почвы. На полигонах и свалках имеют место самовозгорания и умышленные поджоги отходов. Общая территория свалок и зоны отчуждения стала зоной экологического бедствия. Рядом с ней небезопасно жить, работать, производить сельскохозяйственную продукцию, использовать для питья подземную воду.

Также одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с отходами на территории Краснодарского края, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы размещения отходов и избавляются от них наиболее дешевым способом, нарушая экологические требования, а при добросовестном осознании упираются в отсутствие территориально сбалансированной системы размещения отходов с учетом выделения вторсырья и транспортировки до объектов переработки отходов.

Наличие вышеперечисленных факторов формирует неблагоприятную экологическую ситуацию и потенциальную угрозу здоровью населения края и окружающей природной среде.

Ключевыми проблемами, влияющими на качество управления потоками всех видов отходов, являются:

- отсутствие региональной и муниципальных систем управления обращением отходов, несовершенство тарифной политики и методики установления нормативов накопления отходов;

- несовершенство нормативно-правовой базы, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях;

- недопустимо большой и нарастающий объем отходов, направляемых на захоронение, низкий уровень извлечения из них вторичного сырья, отсутствие системы утилизации крупногабаритных отходов, в которых содержатся коммерчески привлекательные материалы;

- слабая конкурентная среда, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства, преобладание местнических интересов муниципального руководства;

- недостаточность и неурегулированность финансовых источников компенсации затрат предпринимателей за счет предоставления налоговых и других льгот, стимулирующих деятельность малого и среднего бизнеса;

- несовершенство системы сбора, сортировки и переработки отходов, игнорирование современных технологий переработки и слабое развитие системы профильных предприятий переработки отходов;

- отсутствие экономической заинтересованности (финансового стимулирования) соблюдения природоохранных требований при сборе и переработке отходов, включая опасные;

- неэффективность и несовершенство системы учета производителей (источников) отходов и контроля со стороны федеральных служб по охране окружающей среды, обеспечивающих взимание платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

 

III. Цель и приоритетные задачи развития системы обращения с отходами на территории Краснодарского края.

 

Целью Концепции является обоснование создания эффективной системы управления отходами, сокращением количества неутилизируемых отходов, подлежащих захоронению или уничтожению и внедрение экономически и экологически приемлемых методов захоронения или уничтожения неутилизируемых отходов.

Цель должна быть достигнута путем совершенствования или реорганизации системы управления отходами в комплексе с созданием на территории края развитой производственной инфраструктуры по первичному селективному сбору, вторичной сортировке, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций, удалению и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Достижение цели предусматривается в трех направлениях:

1. Формирование комплексного управления муниципальными отходами

обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Краснодарского края.

2. Выполнение работ и реализацию мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей природной среды муниципальными  отходами.

3. Создание (строительство) производственных объектов, формирующих региональную индустрию переработки, повторному вовлечению в хозяйственный оборот утильных фракций и дальнейшему уничтожению либо захоронению неиспользованных отходов.

Все это - при безусловном  совершенствовании действенности мероприятий по мониторингу окружающей среды и контролю за соблюдением природоохранного законодательства, регламентирующего обращение с отходами.

Для достижения вышеуказанной цели предстоит решить следующие задачи.

1. Сформировать нормативно-правовую, инструктивно-методическую базу, в соответствии с которой будет осуществляться государственное регулирование в сфере обращения с отходами.

2. Создать систему межведомственного и межотраслевого управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, нормативно-правовых, экономических, информационных и контрольных регуляторов.

3. В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды выполнить природоохранные мероприятия и работы направленные на устранение последствий загрязнения окружающей среды отходами, а именно:

3.1. санацию, дегазацию и рекультивацию мест размещения отходов (свалок), дальнейшая эксплуатация которых невозможна по экономическим и экологическим показателям;

3.2. строительство полигонов твердых бытовых отходов - специальных сооружений, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, обеспечивающих статическую устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после его закрытия.

3.3. строительство объектов (создание производств) по утилизации сложившихся захоронений отходов путем их газотермической, химической или биологической переработке, а в дальнейшем – по предварительной обработке твердых бытовых отходов с целью извлечения вторичных материальных ресурсов и уменьшению объемов захоронения.

3.4. внедрение технологий по сортировке отходов с последующим размещением (захоронением) неликвидных отходов на полигонах или термической обработкой за пределами рекреационных и курортных территорий.

4. Применить перспективные методы переработки отходов и осуществить реализацию пилотных инвестиционных проектов по переработке и обезвреживанию и использованию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в регионе отходов.

Пилотные проекты должны отвечать следующим требованиям:

наибольшей экономической эффективностью достижения эколого-экономических и социальных результатов;

проработанностью технических решений и ожидаемыми позитивными результатами их осуществления;

выходом на проектную мощность в основном в сроки от 1 до 3 лет;

наибольшей подготовленностью к последующему тиражированию.

5. Завершить решение задач органов местного самоуправления в свете федерального (89-ФЗ, 131-ФЗ) и краевого законодательства (245-КЗ):

- проведение инвентаризации мест захоронения отходов с целью оценки влияния их на окружающую среду и определению мест захоронения отходов подлежащих рекультивации;

- разработка проектных предложений и проведение предпроектных работ по приведению мест захоронения отходов в соответствие с природоохранными требованиями;

- создание на основе муниципального заказа комплексной системы управления и договорных отношений от источника образования отходов до их захоронения на полигонах с прозрачным и полноценным финансовым обеспечением каждой стадии процесса;

- вовлечение малого и среднего бизнеса на основе частно-государственного партнерства в процессы сбора, транспортировки и переработки отходов;

- организация системы экологического образования и воспитания населения, руководителей предприятий, организаций по обращению с отходами, в том числе систематически проводить работу с населением по раздельному сбору твердых бытовых отходов;

- организация селективного (раздельного) сбора отходов в населенных пунктах, в процесс которого вовлечь население, применив систему вознаграждений и материального стимулирования за сданное вторичное сырье, снижения стоимости товаров первой необходимости на предприятиях торговли для участников процесса раздельного сбора твердых бытовых отходов.

6. Осуществить реализацию на территории Краснодарского края инвестиционных проектов в рамках создания производственной инфраструктуры обеспечивающей потребности региона в переработке, обезвреживании и использовании отходов.

7. Разработать программные мероприятия по реализации Концепции и сформировать краевую целевую программу (далее – Программа), состоящую из четырех разделов:

Раздел 1. Меры по организационному, научно-техническому, методическому и нормативно правовому обеспечению реализации Концепции.

 

Раздел 2. Выполнение природоохранных мероприятий и работ, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей среды отходами.

 

Раздел 3. Применение перспективных методов и технологий для реализации пилотных инвестиционных проектов по переработке и обезвреживанию и использованию отдельных видов отходов.

 

Раздел 4. Организацию селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в населенных пунктах края.

Раздел 1. Работы по организационному, научно-техническому, методическому и нормативно - правовому обеспечению.

Организация работ по реализации концептуальных и программных мероприятий производится в соответствии с требованиями Российского и краевого законодательства. Институциональные преобразования, направленные на реформирование системы обращения с отходами на территории региона, выполняются органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления с привлечением ведущих специалистов в области природопользования, охраны окружающей среды и обращения с отходами, а так же научно-исследовательскими организациями на конкурсной основе.

Совершенствование и разработка нормативно правовых актов в области обращения с отходами проводится в следующих направлениях:

- приведение существующих нормативно правовых актов Краснодарского края в соответствие с действующим законодательством РФ, регламентирующим обращение с отходами;

- издание нормативно правовых актов, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами, в том числе определения способов, хранения, обезвреживания, размещения, переработки и утилизации на территории Краснодарского края;

- принятие нормативных документов, регламентирующих рынок отходов как источника вторичного сырья для отраслевых предприятий региона, в т. ч. Методических рекомендаций по утверждению тарифов на сбор, транспортировку и размещение отходов, по установлению нормативов накопления отходов;

- разработка системы налогового или экономического стимулирования деятельности предприятий и организаций, занимающихся переработкой отходов или использующих в производстве вторичные ресурсы;

- внесение изменений и дополнений к правовому регулированию землепользования в части изъятия земель для захоронения и(или) размещения отходов;

- разработка и принятие территориальных строительных норм (ТСН), регламентирующих строительную деятельность в области управления обращения с отходами и являющихся нормативной основой для повышения качества возведения полигонов твердых бытовых отходов, оздоровления сложившейся экологической ситуации на территории Краснодарского края.

Раздел 2. Выполнение природоохранных мероприятий и работ, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей среды муниципальными отходами

Основная масса бытовых и некоторые виды промышленных отходов в настоящее время не подвергается какой-либо переработке и вторичному использованию, а размещается на санкционированных и несанкционированных свалках, скапливается на территориях промышленных предприятий, что в значительной мере усугубляет общую экологическую ситуацию, создает серьезную опасность для здоровья населения и работников предприятий, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов.

Объекты захоронения, размещения или хранения отходов должны быть обследованы на предмет их соответствия требованиям санитарных норм и правил, других нормативных актов РФ регламентирующих безопасное обращение с отходами. По фактам обследований должны быть приняты обоснованные решения о дальнейшей эксплуатации объектов с проведением работ по их санации и дегазации или их закрытием с выполнением всех необходимых рекультивационных мероприятий.

Мероприятия по санации и рекультивации осуществляются за счет регионального и муниципальных бюджетов с привлечением инвестиционных ресурсов для дальнейшей эксплуатации объектов, в том числе, где это экономически обосновано с применением финансовых механизмов Киотского протокола и других международных соглашений.

Соотношение на данном этапе объемов финансирования мероприятий должно составить 70 Х 30, где 70% – средства бюджетов разных уровней, 30% - инвестиционные ресурсы.

Раздел 3. Применение перспективных методов по переработке и обезвреживанию и использованию отдельных видов отходов и реализация пилотных проектов

Как уже ранее отмечалось, практически все образующиеся твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны для захоронения. Конкретно для каждого города и населенного пункта метод переработки твердых бытовых отходов выбирается, исходя из местных условий:

- годовой нормы накопления, состава и свойств твердых бытовых отходов, их изменения по сезонам года;

- климатических и природных условий;

- потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;

- экономических факторов, инвестиционной привлекательности района.

Важно отметить, что любые технологические разработки извлечения вторичного сырья экономически целесообразны при сравнительно высоких тарифах на размещение или уничтожение отходов и стимулировании извлечения полезных компонентов снижением платы за вывоз отходов.

Происшедшие в последние годы изменения экономических факторов, состава и свойств твердых бытовых отходов  в России (сокращения содержания пищевых отходов, увеличение содержания полимерной и алюминиевой тары, ламинированного картона, бумаги, стекла, металла, (см. ранее табл. N° 1) усложняет технологию, как сжигания, так и компостирования.

В настоящее время наиболее перспективными является комплексная технология переработки отходов, предусматривающая предварительный отбор утильных – балластных как для сжигания, так и для компостирования – фракций (что предусматривается во всех как мусоросжигательных, так и мусороперерабатывающих заводах) и механическую сортировку твердых бытовых отходов (бумага, стекло, пластмасса, металл, резина и т.д.).

Утильные фракции идут на дальнейшую переработку и получение новых изделий. Органика (пищевые отходы) направляются на биотермическое компостирование переработку с целью получения ценного органического удобрения. Бесполезные остатки (неутильные фракции) направляются на термическую переработку или на полигон для последующего захоронения (см. блок схема, слайд 2). Именно комплексная переработка твердых бытовых отходов обеспечивает в совокупности малую отходность производства, его максимальную экологическую и экономическую целесообразность.

В районах с малой плотностью населения целесообразно внедрение перегрузочных станций с предварительной сортировкой, а также системы централизованного сбора и сортировки отходов, что обеспечит:

- сокращение затрат на вывоз отходов в места обезвреживания;

- уменьшение количества собирающих мусоровозов;

- сокращение суммарных выбросов в атмосферу от мусоровозного транспорта;

- улучшение технологического процесса складирования отходов;

- возвращение вторичных материальных ресурсов в сферу с рыночной реализацией вторсырья и компенсации тем самым части бюджетных затрат на создание сортировочного производства.

На данном направлении соотношение бюджетных и инвестиционных средств в объемах финансирования должно составлять примерно 30% Х 70%.

 

Раздел 4. Организация селективного сбора и предварительной сортировки в населенных пунктах Краснодарского края.

Система обращения с отходами включает в себя сбор, сортировку, транспортировку, переработку, размещению и уничтожению отходов.

Для обеспечения снижения потоков отходов на сортировочные комплексы система сбора отходов должна включать селективный (раздельный) сбор и организацию предварительной сортировки.

Организация такого сбора позволяет решить комплекс задач: обеспечение возврата в производство утильных компонентов твердых бытовых отходов (что обеспечит значительное ресурсосбережение), снижение затрат на их сортировку и сокращение количества отходов, подлежащих захоронению (что позволит продлить срок службы полигонов).

Для организации раздельного сбора отходов можно предложить несколько способов на основе разработанных МО мер морального и материального стимулирования:

1. Установка контейнеров для раздельного сбора бумаги, стекла, пластика, металла и пищевых отходов в жилых кварталах.

2. Создание на территории городов и крупных поселений Краснодарского края сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных ресурсов.

3. Организация передвижных пунктов сбора вторичных ресурсов.

При установке контейнеров для раздельного сбора отходов необходимо учитывать целый ряд позиций. Контейнерные площадки должны быть удобно расположены (чтобы жители могли ими воспользоваться по пути на работу, в магазин, на остановку общественного транспорта). Сами контейнеры должны быть разного цвета для различных видов отходов. Конструкция контейнеров должна предусматривать, с одной стороны, удобство использования, с другой – не допускать попадания внутрь атмосферной влаги и, по мере возможности, препятствовать размещению "чужого" вида отходов (например, с помощью различной формы входных отверстий).

Важнейшим моментом является готовность населения осуществлять раздельный сбор отходов. Для этих целей необходимо широко и повсеместно проводить просветительскую работу, используя рекламные листовки, средства массовой информации, специальные уроки и занятия со школьниками и т.д.

Необходимо вовлекать жителей края в систему экологического просвещения, т.к. невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнерные, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и другое). Кроме того, применять систему вознаграждений и материального стимулирования населения за сданное вторичное сырье, снижения стоимости товаров первой необходимости на предприятиях торговли для участников процесса раздельного сбора твердых бытовых отходов.

Для создания в Краснодарском крае сети комплексных приемных пунктов сбора вторичного сырья необходимо тщательно продумать места их размещения. По оценкам специалистов, оптимальным считается размещение таких пунктов из расчета один на 15-20 тыс. жителей. Конечно, при этом надо учитывать плотность жилой застройки, наличие транспортных подъездов и другие факторы. Для привлечения частного бизнеса в эту сферу деятельности можно использовать снижение платы за земельные участки, аренду помещений, за загрязнение окружающей среды и другое. Работать все пункты должны по общему неизменному графику.

Стоит рассмотреть и организацию передвижных приемных пунктов вторсырья, которые будут объезжать торговые предприятия, офисные центры и т.д. в рабочие дни, а жилые кварталы, например, в субботу, когда у основной части жителей выходной день.

Создание системы раздельного сбора твердых бытовых отходов не имеет смысла без развития производства по переработке вторичного сырья.

Для максимального использования собираемых отходов как вторичных ресурсов необходимо:

- провести инвентаризацию предприятий городских округов, поселений края особенно в сфере малого бизнеса, с целью выявления производств, которые могли бы использовать отходы того ил иного вида в качестве сырья;

- определить потребности муниципального хозяйства в тех изделиях, которые могли бы изготавливаться из вторичного сырья (тара и упаковка для медицинских отходов, кашпо и ящики для рассады для предприятий занимающихся озеленением);

- разработать экономические рычаги для привлечения субъектов малого предпринимательства в сфере переработки вторсырья в продукцию, необходимую для муниципального хозяйства и пользующуюся спросом у населения;

- разработать систему муниципального заказа на продукцию из вторичного сырья и отходов производства (изготовление пляжного оборудования, парковой и садовой мебели, малых архитектурных форм для парков и набережных, инвентаря, инструментов и прочего).

 

1V. Основные особенности переработки вторичного сырья и рынок продукции на его основе.

 

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с твердыми отходами, является степень их утилизации. Разработанные процессы первичной сортировки твердых бытовых отходов, а также ручного или механизированного разделения на предприятиях по их переработке позволяют выделить такие ценные компоненты отходов, как черный и цветной металл, пластмасса, стекло, бумагу и превратить основную массу твердых бытовых отходов  в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы.

Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования более 70 процентов твердых бытовых отходов.

Отходы черного и цветного металла после отделения от основной массы твердых бытовых отходов прессуются и пакетируются, что обеспечивает их готовность к отправке на соответствующие литейные производства.

Отходы стекла могут быть использованы для переработки в изделия из технического стекла, например, для строительства, где чистота стекла не имеет определяющего значения.

Макулатура использована для получения теплоизоляционных материалов или питьевого картона, резинотехнические изделия, для получения резинового регенерата, для производства новых резиновых изделий, пластиковые отходы для получения производств по пластику.

Комплекс организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций твердых бытовых отходов сводится к следующему:

1. Организация центров сбора и первичной обработки отходов.

2. Создание нормативно – законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в центры их сбора и первичной обработки. При этом нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.

3. Создание нормативно – законодательной базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.

Для того чтобы направить отходы в пункты сбор и сортировки, необходимо экономически стимулировать всю систему сбора, переработки и утилизации вторичного сырья. Необходимо разработать расценки на вывоз отходов в пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных веществ, материалов.

В практике всех развитых стран федеральные и местные власти стимулируют использование и потребление вторичных отходов. Методы их стимулирования включают в себя снижение ставок налогов для предприятий, занимающихся производством изделий из вторичных материалов, и обеспечение государственного заказа на изделия из вторичных материалов. Государственный заказ, как правило, заключается в том, что предприятия, выполняющие республиканские и местные заказы, обязаны использовать определенное количество изделий из вторичных материалов.

 

V. Воспитание экологической культуры и обучение безопасному обращению с твердыми бытовыми отходами.

 

Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование сферы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края без участия как руководителей производств, ученых и специалистов, так и всего населения Краснодарского края.

Необходимо расширять непрерывное экологическое образование, ориентированное на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами, а также организацию экологического воспитания подрастающего поколения. В этих целях рекомендуется с раннего возраста проводить обучение культуре обращения с отходами в форме различных конкурсов, постановок кукольных спектаклей, выпуска детских книг, мультфильмов, посвященных теме экологии.

Необходимо вовлекать жителей Краснодарского края в систему экологического просвещения, так как невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и другое).

Осознание жителями Краснодарского края своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволит создать безопасную и эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами.

 

V1. Механизм практической реализации Концепции.

 

Выполнение Концепции планируется обеспечить в рамках краевой Программы по обращению с отходами на 2008 – 2014 годы. Реализация Концепции с использованием программно-целевого метода на территории Краснодарского края необходима для максимально эффективного управления отраслью обращения с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными.

Достижение цели в обозначенные сроки возможно только при условии создания контролирующего органа (краевой комиссии по обращению с отходами), координирующего деятельность различных органов исполнительной власти, администрации Краснодарского края, администраций муниципальных образований и частных инвесторов, отслеживающего выполнение Концепции в целом и корректирующего при необходимости данную работу. Постановление главы администрации Краснодарского края о создании краевой межведомственной комиссии по обращению с отходами в стадии практической реализации. Однако координирующий орган исполнительной власти края, уполномоченный в сфере обращения отходов, должен иметь статус выше комиссионного, и быть наделенным всем комплексом административных, экспертных и надзорных функций, позволяющим проводить действенную государственную политику в этой сфере.

Таким образом, необходимость разработки и реализации краевой целевой Программы обусловлена следующими причинами:

- социально-экономическая актуальность проблемы;

- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;

- необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления и общественных институтов, в том числе с целью снижения отраслевых рисков для частных инвесторов.

Без государственной поддержки на уровне субъекта Федерации муниципальные образования Краснодарского края и частные инвесторы не в состоянии эффективно решить задачу устранения последствий загрязнения окружающей среды отходами с формированием действенной, экономически целесообразной и экологически безопасной индустрии обращения с отходами.

Аналогично, с учетом туристической и миграционной привлекательности края, решение комплекса концептуальных задач только региональными ресурсами проблематично и требуется применение возможных мер по привлечению финансовых средств и механизмов (налоговых) финансирования федерального бюджета, межгосударственных финансовых структур и международных фондов, в т .ч. через формирование государственного отраслевого фонда развития.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

- координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления и частных инвесторов в области развития региональной инфраструктуры обращения с отходами;

- реализацию комплекса мероприятий, способствующих улучшению качества окружающей природной среды;

- развитие индустрии переработки отходов.

Для практической реализации Программы, в том числе управления организацией работ в рамках Программы, необходимо создать в соответствии с законодательством государственное учреждение с передачей ему функций государственного заказчика в области регулирования деятельности по обращению с отходами в Краснодарском крае, установив основной целью его деятельности – выполнение функций государственного заказчика по строительству объектов государственного заказа, проведение государственной политики в области регулирования деятельности по обращению с отходами.

Таким учреждением может быть дирекция в форме управляющей компании, которой государственный заказчик делегирует функции заказчика-застройщика, связанные с реконструкцией и новым строительством объектов по переработки отходов и финансирования из государственных и внебюджетных источников.

Дирекция (управляющая компания) создает с учетом требований законодательства о местном самоуправлении в муниципальных образованиях края филиалы и строит свои взаимоотношения с органами местного самоуправления, производителями отходов и населением на основании договорных отношений. При этом договор муниципального заказа на обеспечение должного санитарного состояния территории должен быть основой реализации полномочий по решению вопросов местного значения. Примерная схема управления и договорные отношения в системе обращения с отходами представлена в приложении - слайд 3.

Важно отметить, что для всестороннего решения проблемы отходов необходимо, наряду с настоящей Концепцией, концептуальное рассмотрение направлений программных действий в сферах организации обращения промышленных и опасных отходов на территории края, а также организации обращения с отходами в агропромышленном и лесохозяйственном комплексе края.

 

 

V11. Сроки и этапы реализации Концепции обращения с отходами.

Перспективный анализ предполагает, что ожидаемый срок комплексной реализации Концепции должен составлять 6-7 лет без учета подготовительного этапа.

Подготовительный этап реализации Концепции с подготовкой Программных мероприятий обусловлен организационными мерами преодоления межведомственных противоречий и местнических интересов муниципальных образований через создание соответствующей краевой рабочей группы (межведомственной комиссии) и научно-технического совета с организационным обеспечением их деятельности одним из органов исполнительной власти края и наделение этого органа соответствующими полномочиями.

Реализация Концепции, а следовательно и основанной на ней Программы совершенствования системы обращения с отходами на территории Краснодарского края предполагается в три этапа:

1-й этап реализации Программы (2008-2009 гг):

На данном этапе осуществляется сбор, анализ и детализация информации, характеризующей обстановку в сфере обращения с отходами на территории Краснодарского края, выявляются основные источники загрязнения окружающей среды отходами , определяются приоритетные проблемы в области обращения с отходами и причины их возникновения, на конкурсной основе формируется круг заинтересованных в их решении предприятий организаций и учреждений. В процессе разработки общей стратегии и политики в сфере обращения с отходами осуществляются институциональные преобразования, направленные на формирование региональной и муниципальной нормативно-правовой базы в области обращения с отходами с учетом требований федерального законодательства и местной специфики в целом первого раздела мероприятий. Программа мероприятий первого этапа включает реализацию до 2009 года первоочередных и реально осуществимых пилотных инвестиционных проектов по переработке и обезвреживанию и использованию отходов.

 

2-й этап реализации Программы (2010-2011 гг.)

Организация селективного сбора и предварительной сортировки в населенных пунктах Краснодарского края. Завершение формирования краевой и муниципальных систем управления обращением отходов.

Территориальное планирование комплексного развития региональной системы и индустрии сбора, переработки и захоронения отходов с практическим ее осуществлением через единого государственного заказчика и аккумулирование всех источников финансирования

Проведение экономической, социальной и экологической оценки проектов по повышению эффективности региональной индустрии переработки, обезвреживания и использования отходов.

 

3-й этап реализации Программы (2012-2014 гг.)

Организуется реализация инвестиционных проектов в части строительства комплексов по переработке отходов в рамках создания производственной инфраструктуры обеспечивающей потребности региона в переработке, обезвреживании и использовании отходов .

Проведение мероприятий по санации и рекультивации существующих полигонов (свалок) твердых бытовых отходов.

VIII. Оценка эффективности социальных, экономических и экологических последствий от реализации Программы

 

В результате поэтапного осуществления Программы начиная с 2010 года предусматривается рост качественных показателей в обеспечении благоприятной экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.

Качественные показатели:

1. Реализация экологической Доктрины Российской Федерации в сфере обращения с отходами на территории Краснодарского края.

2. Выполнение Законов и нормативных актов Российской Федерации и Краснодарского края, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами .

3. Выполнение директив Евросоюза по ресурсо- и энергосбережению.

4. Минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности.

5. Создание  индустрии переработки отходов с максимальным использованием их полезной материальной и энергетической части.

6. Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в регионе.

7. Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику Краснодарского края.

8. Повышения уровня ответственности муниципальных образований за качество окружающей среды.

Количественные показатели (экология и ресурсосбережение):

1. Увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов с 3% до 90%;

2. Уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах с 97% до 10%.

3. Возврат в хозяйственный оборот 2,5 тыс.га ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками.

4. Получение дополнительных источников энергии (продукт-газ, тепло) и органических удобрений.

Количественные показатели (экономика и социальная сфера):

1. Привлечение инвестиций в экономику Краснодарского края.

2. Пополнение консолидированного бюджета.

3. Создание дополнительных рабочих мест не менее 1800.

 

IХ. Предложения по ресурсному обеспечению и источникам финансирования.

Основой ресурсного обеспечения реализации Программы могут быть средства, зачисляемые в бюджет Краснодарского края и бюджеты муниципальных образований от взимания платы с юридических лиц за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе платы за размещение отходов; инвестиционные ресурсы, привлекаемые субъектами предпринимательской деятельности, направляемые на реализацию инвестиционных проектов создания производств обеспечивающих обращение с отходами на территории Краснодарского края; средства от других источников, в том числе некоммерческих организаций направляемые на реализацию программ в области охраны окружающей среды.

Вторым по значимости постоянным финансовым ресурсом является плата источника образования отходов (подворья, квартиры, торговой точки, предприятия, организации и т.п.) за санитарную очистку территории населенного пункта в любой форме ее практического осуществления – полноценный сбор этой платы является значимым резервом реализации программы, т.к. в настоящее время используется на 30-40%. Здесь же применимы и механизмы муниципального самообложения граждан платежами, например, за чистоту улиц.

Исходя из анализа поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2006 году, возможности регионального и муниципальных бюджетов по софинансированию программных мероприятий составят 455 – 500 млн. рублей в год, а сбор платежей за очистку территории (вывоз ТБО) – в зависимости от тарифной политики – 250 - 300 млн. руб. в год

Финансовые механизмы реализации Программы предусматривают следующие подходы:

-  достижение уровня сбора платежей за НВОС и вывоз ТБО до 90-95%;

- взвешенная и экономически обоснованная тарифная политика ;

- привлечение заемного капитала в виде кредитов российских и иностранных коммерческих банков в строительство объектов природоохранного назначения под гарантии краевого бюджета.

- субсидирование из краевого бюджета части банковской ставки по кредитам, выданным на строительство объектов в рамках Программы.

- участие государственного капитала через уполномоченную краевую управляющую компанию в хозяйственных обществах, созданных для строительства и эксплуатации комплексов по переработке отходов. Формирование имущества Краснодарского края в инфраструктуре переработки отходов производится путем капитальных вложений, направленных на проектные, изыскательские и научно-исследовательские работы.

 

 

Всего по Программе в млн.рублей

1 этап

2008-2009 годы

2 этап

2010-2011 годы

3 этап

2012-2014 годы

Объем финансирования всего, в т. ч.

Бюджет края

Бюджет м/о

Инвестиции

5800

 

300

850

4650

500

 

100

250

150

1100

 

100

300

700

4200

 

100

300

3800

В систему программных мероприятий на указанный объем финансирования предполагается включение (с укрупненным расчетом затрат на строительство) объектов природоохранного назначения – 11 комплексов по переработке отходов .

 

Х. Предложения по участию органов исполнительной власти Краснодарского края по разработке программных мероприятий.

 

Разработчиками  программы в соответствии с действующими положениями должны быть обозначены:

-  департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края;

- департамент строительства Краснодарского края;

- департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края;

- департамент биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края;

- департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края;

- департамент промышленности Краснодарского края;

- департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края;

- департамент имущественных отношений Краснодарского края;

- ООО "Кубаньэкостройинжиниринг"

- ОАО Управляющая компания "Кубанский центр вторичных ресурсов".

- Союз отходопереработчиков Кубани;

Очевидно, и ранее отмечалось, что для реализаций полномочий по функциям государственного заказчика (разработка технического задания, конкурсный отбор исполнителей, мониторинг исполнения заказа, контроль за использованием бюджетных средств) необходимо создание специализированной организации – краевого госучреждения в форме управляющей компании, унитарного предприятия или акционерного общества.

Возможные разработчики краевой целевой программы:

- Научно-исследовательский институт прикладной и экспериментальной экологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет;

- Научно-исследовательский институт прикладной и экспериментальной экологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет;

Горячая линия по вопросам ЖКХ
Формирование комфортной городской среды
Приём граждан
Горячая линия по вопросам ЖКХ
Газета "Жилищный вестник"
архив номеров
Журнал "ТЭК Кубани"
Раздельный сбор ТКО. Грамотное обращение с отходами

Единый портал государственных и муниципальных услуг  Фонд содействия реформированию ЖКХ   Кубанский учебный центр ЖКХ  Телефон горячей линии администрации Краснодарского края (861) 268-60-44   
         

          

 

Официальный сайт
Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края