Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Виртуальная приемная

Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

Стратегия
развития жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края
2006-2010 г.г.

г. Краснодар

2006 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов

страницы

А.

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Б.

Стратегия развития по отраслям

 

1

Водоснабжение и водоотведение

 

2

Теплоэнергетическое хозяйство в составе многоотраслевых предприятий ЖКХ

 

3

Санитарная очистка и утилизация отходов

 

4

Обслуживание жилищного фонда

 

5

Прочие услуги жилищно-коммунального комплекса

 

6

Заключение

 

А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Жилищно-коммунальное хозяйство Краснодарского края сегодня – это одна из крупнейших отраслей в экономике региона и важнейшая отрасль жизнеобеспечения населения Кубани.

В состав жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края входят специализированные и многоотраслевые предприятия, которыми предоставляются услуги и выполняются работы по:

o Водоснабжению

o Водоотведению

o Теплоснабжению

o Санитарной очистке и утилизация отходов

o Обслуживанию жилищного фонда

o Другим видам услуг (ритуальные, банно-прачечные)

o Благоустройству территорий

Состояние и проблемы жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края.

В состав жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края входит более 250 предприятий с числом работающих 57 тысяч человек.

Жилищно-коммунальное хозяйство края в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Финансовые возможности предприятий не позволяют решить эти вопросы предприятию самостоятельно без привлечения средств из других источников.

Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на 01.10.2005 года 3 335 млрд. рублей, объем их кредиторской задолженности на 01.10.2005 года составил 3 431 млрд. рублей.

Стоимость производства жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м. общей площади жилья за 2005 год характеризуется следующими показателями:

 

 

 

Регионы

 

Стоимость производства жилищно-коммунальных услуг (руб.)

 

Фактическое возмещение за счет платежей населения

(руб.).

Доля покрытия стоимости ЖКУ за счет средств консолидированного бюджета (%)

 

уровень

Собирае-мости платежей,

( %)

 

Федера-льный

стандарт на 2005 г.

 

 

по ЭОТ

 

 

 

Всего по РФ

 

31,9

40,7

38,3

14,6

90,9

Краснодарский край

26,6

40,8

40,8

4,6

93,6

Ставропольский край

26,6

37,2

33,5

10,1

83,8

Волгоградская обл.

26,3

36,4

33,5

7,6

88,6

Ростовская

 обл.

26,6

37,9

33,5

7,0

92,9

Республика Татарстан

24,1

25,3

25,3

0,3

91,4

По итогам работы жилищно-коммунального комплекса края за 2005 год предприятиями жилищно-коммунального комплекса края получен убыток сумме около 318 млн. рублей, что на 42,2 % (555,8 млн. руб.) меньше суммы убытка по итогам работы за 2004 год.

В то же время прослеживается положительная динамика роста поступления налогов от предприятий ЖКХ в консолидированный бюджет Краснодарского края. 
 

 

2003

2004

2005

ВСЕГО

327,6

397,1

501,5

% к 2003 году

-

21,2 %

53,1%

в том числе:

- налог на прибыль

- НДФЛ

- налог на имущество

 

64,6

235,2

27,8

 

 

67,9

286,5

42,7

 

66,6

363,9

71,0

Это говорит о том, что жилищно-коммунальное хозяйство Краснодарского края имеет потенциальные возможности, позволяющие отрасли динамично развиваться. Отрасль является  последней естественной монополией, на рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствует конкуренция, имеется большое количество собственных энергоресурсов.

В то же время наличие  слабых сторон не позволяет отрасли  наращивать свой потенциал.

Это высокозатратный механизм производства услуг, отсутствие экономических интересов и стимулов к снижению издержек; отсутствие единой эффективной системы управления отраслью;

Кадровый "голод",несовершенная правовая и законодательная база, низкое информационное обеспечение и слабая компьютеризация отрасли.

Проведенный анализ состояния отрасли жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о необходимости реализации комплекса мероприятий с привлечение средств бюджетов всех уровней и инвесторов.

 Мероприятия необходимые для финансового оздоровления и дальнейшего стабильного развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края отражены в стратегии развития отрасли до 2010 года.

Мероприятия стратегии разработаны с учетом разграничений  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основании Федеральных законов N° 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и N° 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"

Основные требования к стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края:

· социальная ориентированность, предусматривающая создание комфортных и безопасных условий проживания населения, повышение уровня и качества услуг;

· реализация принципа устойчивого развития отрасли основанного на сбалансировании экономических, социальных и экологических приоритетах;

· преемственность действующих федеральных и краевых целевых программ.

Основной целью стратегии развития отрасли является повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Для достижения этой цели, учитывая специфику отрасли, необходимо решение следующих задач:

· .сформировать рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального комплекса и создать условия для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры.

· снизить издержки производства и повысить качество жилищно-коммунальных услуг.

· разработать и принять нормативно-правовую базу, обеспечивающую единый подход в вопросах тарифного регулирования и взаимоотношений хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном комплексе .

Общий объем средств для реализации поставленных задач составляет 26862,5 млн.руб.

Потребность определена на основе оперативных данных предприятий по  технико-экономическому обоснованию расчетами затрат на проведение мероприятий.

Финансирование мероприятий по реализации Стратегии распределяется следующим образом:

Источники финансирования

Всего

2006г.

2007г.

2008г.

2009-2010 г.г.

Краевой бюджет

441,7

93,0

93,0

93,0

162,7

Местный бюджет

( муниципальный )

 

7547,7

 

125,0

 

3000,0

 

3250,0

 

1172,7

Другие источники

18873,1

4000,0

6000,0

4925,0

3948,1

в том числе:

средства инвесторов

 

7640,7

 

2500,0

 

4340,7

 

700,0

 

100,0

ВСЕГО

26862,5

4218,0

9093,0

8268,0

5283,5

Объемы финансирования  мероприятий Стратегии могут быть уточнены по итогам работы 2006 - 2007 г.г.

Для решения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:

1. В области формирования рыночных механизмов:

· по предприятиям краевого уровня собственности -акционирование и создание управляющих компаний на базе ГУПов.

·  по предприятиям муниципальной собственности - реорганизация многоотраслевых предприятий, с выделением отдельных производственных циклов в самостоятельные предприятия, акционирование с проведением в дальнейшем работы по отчуждению инвестору части пакета акций, создание альтернативных частных предприятий.

2. В части снижения издержек производства и повышения качества жилищно-коммунальных услуг:

· реконструкция, модернизация и капитальный ремонт основных фондов, внедрение энергосберегающих технологий;

· постоянный  мониторинг причин неучтенных расходов воды и реализация мероприятий по их устранению;

· регулярная инвентаризация потребителей услуг.

3. Основные мероприятия по разработке и принятию нормативно-правовой базы отражены в приложении N° 1

Б. Стратегия развития по ОТРАСЛЯМ

1.ВОДОСНАБЖЕНИЕ и ВОДООТВЕДЕНИЕ

Состояние и проблемы отрасли.

На территории Краснодарского края централизованные системы коммунального водоснабжения функционируют в 457 населенных пунктах края, которые обслуживают 3,6 млн.человек

Запасы воды сконцентрированы на территории края неравномерно. Разведанными запасами питьевой воды обеспечены 44 территории края. На территориях города Ейска, Староминского и Щербиновского районов запасов воды, соответствующих нормам питьевой воды не обнаружено. В Абинском, Новопокровском, Отрадненском и Славянском районах разведанные запасы питьевой воды отсутствуют.

Годовой объем отпускаемой потребителям воды составляет 282 млн.м3, удельное водопотребление в сутки на одного человека 147 литров, что на 53 л/сутки ниже социальной нормы.

Динамика удельного водопотребления населением в Краснодарском крае показывает его снижение на 23,6 % за последние пять лет.

 

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

 

Среднесуточный отпуск воды на

1 чел. в литрах

 

 

190

 

 

185

 

 

181

 

 

158

 

 

147

Общая протяженность водопроводных сетей на территории Краснодарского края составляет 20,7 тыс.км. Большая часть водоводов и разводящих сетей находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, так как 70% сетей выработали свой ресурс, а 37% от общего количества сетей находится в аварийном состоянии и требует замены.

Утечки и неучтённые расходы воды в системах водоснабжения в среднем по краю составляют 42%, а в отдельных населённых пунктах данный показатель достигает 65% (г. Новороссийск), что значительно превышает допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Кроме того, применяется насосное оборудование с высокой энергоемкостью и низким коэффициентом полезного действия.

В настоящее время на балансе канализационного хозяйства отрасли находится 119 сооружений. Только 41 (35%) очистных сооружений обеспечивают нормативную очистку сточных вод. На остальных 78 (65%) очистных сооружений содержание загрязняющих веществ в очищенных сточных водах превышает установленные органами охраны окружающей среды нормативы предельно-допустимого сброса (ПСД).

Износ канализационных сетей достигает 45 %. Во всех муниципальных образованиях не решены проблемы с очисткой ливневых стоков.

В настоящее время основными проблемами в области водоснабжения и водоотведения являются:

· неудовлетворительное техническое состояние действующих сетей и сооружений и недостаточное у предприятий наличие  финансовых ресурсов для их модернизации;

· неэффективная система управления отраслью.

Для преодоления сложного положения в водопроводно-канализационном хозяйстве необходима реализация комплексных мероприятий с привлечением средств бюджетов всех уровней в сумме 25100 млн. рублей.

 Источники финансирования устанавливались с учетом специфики отрасли и инвестиционной привлекательности отдельных предприятий для частного капитала.

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства были разделены на три условные группы:

1. инвестиционно привлекательные;

2. финансово стабильные (способные самостоятельно обеспечить устойчивое функционирование производства);

3. убыточные (по объективным и субъективным причинам )

К инвестиционно привлекательным предприятиям отнесены:

предприятия краевого уровня собственности и предприятия муниципальной формы собственности прибрежных районов (Черноморское и Азовское побережье) и крупных городов края.

К предприятиям финансово стабильным отнесены предприятия муниципальной формы собственности, способные самостоятельно обеспечить устойчивое функционирование производства после проведения процедур реформирования, реструктуризации и других действий, направленных на финансовое оздоровление и стабилизацию.

 К убыточным предприятиям отнесены предприятия муниципальной формы собственности, самостоятельная производственная деятельность которых по объективным и субъективным причинам не может быть рентабельна. Это обусловлено их месторасположением, высокозатратным механизмом производства услуг, платежеспособностью населения.

Основным источником финансирования намеченных мероприятий определены средства инвесторов.

Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, в целях создания рыночных механизмов и корпоративных форм управления отраслью на базе частного государственного партнерства необходимо в 2006 году:

· завершить создание акционерных обществ на базе краевых ГУПов с проведением в дальнейшем аукционов по отчуждению (не более 45%) акций предприятий инвесторам или передачу инвестору в аренду основных производственных фондов сроком до 25 лет;

· завершить создание региональных водных управляющих компаний, с последующим включением в структуру управления водоканалов муниципальных образований;

· завершить реорганизацию многопрофильных муниципальных предприятий путем выделения отдельных видов деятельности в самостоятельные хозяйствующие структуры с дальнейшим их акционированием.

Принципиальные подходы к решению задач и сроки их реализации отражены в приложении N° 4

Привлечение инвесторов возможно на договорной основе под обеспечение возврата инвестиций за счет инвестиционной составляющей тарифа и гарантированной доли прибыли.  

Для централизации средств инвестиционной составляющей включённой в стоимость коммунальных услуг и контроля за их целевым использованием, планируется во втором полугодии 2006 года совместно с кредитными учреждениями (ОАО "Крайинвестбанк") создать две билинговые компании (г.Новороссийск и г.Ейск), что позволит обеспечить инвесторам дополнительные гарантии возвратности вложенных ими средств.

Достигнутые соглашения с инвесторами отражены в прилагаемом перечне.

Для повышения заинтересованности предприятий в обновлении и модернизации основных фондов в 2006 году рассматривается возможность заключения договоров о предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и возмещению из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в кредитных организациях. Достигнуты соглашения с кредитными организациями о предоставлении кредитов сроком до пяти лет.

В целях привлечения инвесторов намечено проведение имиджевых мероприятий, подробный перечень которых отражен в приложении N° 3

Ожидаемый результат по отрасли водоснабжения  и водоотведения:

· Модернизация и замена технологического оборудования, внедрение энергосберегающих технологий снизят потребление электроэнергии на 15-20% и соответственно издержки производства на сумму около  135,3 млн.рублей ежегодно.

· Модернизация и замена водопроводных сетей с использованием трубопроводов из современных материалов - позволит довести потери воды в сетях до уровня 30% за период 2006- 2010 г.г. Снижение потерь воды составит до 3000 тыс. м3 и соответственно снижение издержек производства на сумму около 18 млн.  рублей ежегодно.

· Установка приборов учета систем подачи воды обеспечит рациональное использование сырьевых ресурсов и усилит контроль за их использованием.

·  Модернизация хлораторных - повысит качество питьевой воды и обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Полученные средства планируется направить на обновление основных фондов и заработную плату работникам предприятий отрасли, что позволит увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет края в части налога на имущество и НДФЛ в сумме  не менее 40,0 млн.рублей ежегодно.

Для обеспечения надежного функционирования системы водоотведения и уменьшения риска экологических аварий планируется проведение следующих мероприятий:

· В 2006 году провести обследование и подготовить рекомендации по приведению в надлежащее техническое состояние глубоководных выпусков осуществляющих сброс очищенных сточных вод в Черное и Азовское моря в целях обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время подготовлена к принятию федеральная целевая программа по созданию горноклиматического курорта г. Сочи "Сочи - 2014" в которую включены объекты по реконструкции глубоководных выпусков сточных вод в городе Сочи.

· В 2006 году принять участие в формировании федеральной целевой программы оздоровления экологии Черного и Азовских морей и подготовить предложения по реконструкции и доведению до норматива работы очистных сооружений и протяженности глубоководных выпусков в курортных зонах края, что будет способствовать улучшению экологической обстановки на территории Краснодарского края, в том числе в рекреационных и курортных зонах.

· В первом полугодии 2006 года подготовить информационно рекомендательный документ по производству гумуса и удобрений на очистных сооружениях и их технической обработке (на примере создания бизнеса на очистных сооружениях г.Сочи).Указанная информация будет доведена до администраций муниципальных образований. Внедрение данного опыта будет способствовать повышению не только инвестиционной привлекательности данной отрасли для частного бизнеса, но и позволит обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.

· В первом полугодии 2006 года разработать и согласовать в установленном порядке с региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края, департаментом биоресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края нормативный акт регламентирующий вопросы обслуживания систем ливневой канализации. Принятие данного акта позволит урегулировать проблемы, связанные с непроизводительными расходами и позитивно отразится на финансовом состоянии предприятий отрасли.

· В первом полугодии 2006 года согласовать с департаментом по строительству Краснодарского края предложения об обязательном финансировании застройщиком расходов по развитию коммунальной инфраструктуры при решении вопросов по строительству объектов в курортной зоне.

· В первом полугодии 2006 года провести мониторинг состояния основных фондов водохозяйственного комплекса по муниципальным образованиям края для включения в межмуниципальную программу мероприятий по регистрации прав на имущество и земельные участки предприятий водопроводно-канализационного хозяйства муниципальных образований.

· В первом полугодии 2006 года намечено направить администрациям муниципальных образований и установить информационную систему "Программно-аппаратный комплекс финансово-аналитической системы жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края" в целях обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в рамках корпоративного информационного поля по предприятиям жилищно-коммунальной отрасли Краснодарского края.

Дополнительных финансовых средств реализация вышеуказанного мероприятия не требуется (финансирование по закупке оборудования и разработке программного продукта произведена в рамках мероприятий целевой программы реформирования управления региональными финансами Краснодарского края). Бесплатное обучение пользователей обеспечивается разработчиком программы НИИ Управление "Информационные технологии".

2.Теплоэнергетическое хозяйство в составе многоотраслевых предприятий ЖКХ.

Состояние отрасли  теплоснабжения.

В составе многоотраслевых коммунальных предприятий курируемых комитетом ЖКХ эксплуатируется 353 отопительных котельных, что составляет 13% от общего их числа в Краснодарском крае. Из них 43 котельных работает на твердом и жидком топливе.

В общем числе отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, выработавших нормативные сроки эксплуатации. Из общего  количества тепловых сетей ветхие составляют 11%.

Основная цель стратегии в области теплоснабжения - устойчивое обеспечение потребителей услугами теплоснабжения и горячей водой.

Для реализации данного направления необходимо:

1. Создать единую структуру управления отраслью теплоснабжения  предполагающую передачу муниципальных котельных в структуру единой теплоэнергетической управляющей компании.

В течении 2006 года указанная работа будет проводиться совместно с департаментом топливно-энергетических ресурсов Краснодарского края.

2. Снизить издержки производства путем проведения комплексных мероприятий с привлечением средств бюджетов всех уровней в сумме 60,4 млн. рублей.

Установка коммерческих приборов учета газа  и перевод котельных на газообразное топливо позволит снизить затраты на приобретение топлива в сумме не менее 32,8 млн. рублей в год. Модернизация и замена тепловых сетей с использованием трубопроводов из современных материалов позволит довести потери в сетях до уровня 30 %, что соответственно снизит издержки производства на сумму не менее 0,8 млн. рублей в год.

3. Санитарная очистка и утилизация отходов

Состояние и проблемы отрасли.

В Краснодарском крае насчитывается 361 городских и поселковых полигонов (свалок) по утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов.

Объем вывезенных отходов (тыс.м3).

 

Всего

 

2003г.

2004г

2005г

Бытовой мусор

 

16253

5926

5327

5000

Жидкие отходы

 

1130

 

373

 

357

 

400

На вывозе этих отходов ежегодно задействовано более 790 единиц специальной техники, износ которой составляет 70%.

Подавляющее большинство муниципальных свалок эксплуатируется более 25 лет. Во многих муниципальных образованиях края полигоны (свалки) ТБО не соответствуют санитарным и природоохранным требованиям, отсутствует организация разделительного сбора и сортировки отходов, принимаемых от населения.

В муниципальном образовании г.Сочи, полигоны ТБО в Адлерском районе площадью 8,85 га действуют с 1937 года, а в районе поселка Лоо площадью 4,85 га – действует с 1983 года. Обе свалки заполнены на 80% от проектного объема. Ежегодный средний объем вывода отходов составляет 1,4 млн.м3(300тн). Запланированное закрытие полигона - 2008 год.

В г. Краснодаре полигон в хуторе Копанском эксплуатируется с ноября 1991 года. Площадь полигона составляет 12 га. Ежегодный вывоз ТБО на полигон составляет 1,2 млн.м3 (250тонн). Полигон исчерпал свой резерв и требует рекультивации.

Кроме того, в крае накоплено более 2500 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, большинство из них относятся к 1 и 2-му классу опасности. Не решен вопрос безопасного обращения с медицинскими отходами и конфискатом боен мясокомбинатов.

Цель стратегии в области санитарная очистка и утилизация отходов создание эффективной системы управления и благоприятного инвестиционного климата для развития индустрии переработки, использования и размещения отходов, что приведет к улучшению экологической обстановки в крае.

 Реализация цели будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

· Создание единого координационного центра на базе краевой управляющей компании по работе с отходами, которая займется решением таких первоочередных задач, как поиск источников финансирования, разработка законодательных инициатив в области обращения ТБО, экономического стимулирования работ по переработке вторичного сырья, создания условий по привлечению инвестиций в сферу обращения ТБО, разработка и контроль за реализацией инвестиционных программ в области обращения с отходами, включая опасные.

· Создания совместных компаний с участием муниципальных образований и частных структур. На начальном этапе муниципальное образование должно владеть в этих компаниях контрольным пакетом, а в дальнейшем возможно снижение доли до блокирующего пакета.

Для выполнения вышеуказанных направлений намечено:

1.В 2006 году создать краевую управляющую компанию в сфере обращения с отходами.

2.В 2007-2010 годах в рамках реализации программы "Отходы" осуществить строительство:

- семи мусороперерабатывающих комплексов в городах Сочи, Новороссийске, Туапсе, Краснодаре, Армавире, Тихорецке, Ейске;

 - девятнадцати мусоросортировочных станций для сортировки отходов по фракциям (бумага, картон, стеклобой, черный металлолом, пластик и т.д.) в городах Краснодарского края;

- десяти мусороперегрузочных станций в муниципальных образованиях: Северский, Абинский, Крымский, Красноармейский, Динской, Тбилисский, Новокубанский, Успенский, Гулькевичский и в г. Кропоткине.

3.Во втором полугодии 2006 года закончить организацию краевых пунктов сбора, транспортировки и обезвреживания опасных отходов в городах – Краснодар, Горячий Ключ, Белореченск, Крымск, Новокубанск, Тихорецк, Кореновск.

4.В первом полугодии 2006 года подписать соглашение о намерениях с потенциальным инвестором группой компаний "Корсар" о строительстве мусороперерабатывающего завода с размещением в городе Новороссийск и обслуживанием городов Анапа, Новороссийск, Крымск, Абинск. Стоимость проекта 30 млн. евро. Срок реализации проекта 2006-2007 г.г.

Состояние проекта:

- соглашение подписано муниципальными образованиями Анапа, Крымск, Абинск и в настоящее время находится на согласовании в г.Новороссийск.

 - в сентябре 2006 года планируется закончить оформление землеотвода, проектно-сметной документации.

- в четвертом квартале 2006 года планируется приступить к строительству завода по переработке 200 тонн мусора в год.

5.В первом полугодии 2006 года подготовить предложения и рассмотреть вопрос о проведении эксперимента в крупных городах края (Новороссийск, Анапа, Краснодар, Сочи) - по сбору отходов у населения, с использованием опыта стран Балтии.

Необходимые объемы и источники финансирования  работ по сбору и транспортировке, переработке, захоронению ТБО на 2006-2010 г.г.

Вид работ

Объем финансирования, тыс. руб.

Муниципальные

образования

Население

Коммерческие организации

Всего

Сбор и транспортировка ТБО

179 560

516 236

442 500 –

699 150

1 138 196 –

1 394 946

Переработка и захоронение ТБО

166 046

-

102 896 –
141 600

268 942 –

307 646

ИТОГО

345 606

516 236

545 396 -
840 750

1 407 138 –

1 702 592

Проведение намеченных мероприятий позволит уменьшить объем размещения отходов на полигонах ТБО, осуществить возврат в оборот более двух тысяч гектаров земель, занятых на текущий момент свалками отходов производства, улучшит экологическую обстановку в крае, создаст развитую производственную систему по сбору, переработке и утилизации отходов, обеспечит дополнительные рабочие места до 1800 единиц.

Кроме того при реализации указанных мероприятий будут выполнены требования международных конвенций и нормативных актов Российской Федерации и Краснодарского края, регламентирующие порядок обращения с отходами.

4.ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА.

Состояние и проблемы отрасли.

Жилищный фонд Краснодарского составляет 97 млн.м2, из них 57,8млн.м2 (59,6%) – индивидуальный , 37,8 млн.м2 (39,0%) – многоквартирный, 1,4 млн.м2 (1,4%) – фонд, признанный ветхим и аварийным, из них 0,9млн.м2  (1,0%) – муниципальный жилой фонд.

Обеспеченность жильем в среднем по Краснодарскому краю на одного человека составляет 19 м2.

Степень износа всего жилищного фонда в крае составляет 40%.

Состав многоквартирного жилищного фонда:

- собственность граждан - 72%;

- государственный - 4%;

- муниципальный - 24%.

Решению жилищной проблемы в стране придан статус общенационального приоритетного проекта. Согласно федеральным законам на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан 14-ти категорий, в том числе 7 категорий подлежат обеспечению за счет средств федерального бюджета и 7 категорий – за счет средств краевого бюджета. Основная проблема в настоящее время – это невозможность определить точное количество очередников ввиду того, что граждане, имеющие право быть внесенными в несколько списков, используют это право. Отсутствие программного обеспечения не позволяет оперативно решать эту проблему.

Кроме того, не определены органы исполнительной власти края, уполномоченные в вопросе обеспечения жильем 11 отдельных категорий граждан, что не позволяет осуществлять эффективное планирование расходования бюджетных средств направленных на обеспечение их жильем.

Основной целью стратегии в области обслуживания жилого фонда является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Реальные шаги по выполнению намеченной цели - реформирование системы управления жильем, которое  заключается в демонополизации рынка жилищных услуг и ликвидации на муниципальном уровне жесткого администрирования и централизации системы управления жилым фондом. Необходимо сформировать два уровня конкурентных отношений:

· конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника жилья на управление жилым фондом;

· конкуренция подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющих компаний.

 Решение этих задач невозможно без практического осуществления мер по обеспечению избрания собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления общим имуществом дома, формирование многообразия систем управления собственниками жилым фондом.

Выполнение государственных обязательств по отношению к гражданам в области жилищной политики будет  реализовываться в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". 

В области жилищной политики комитетом ЖКХ намечено выполнение ряда мероприятий:

  В 2006 году планируется:

· разработать рекомендации по созданию ТСЖ в границах единого

комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание. Применение указанных рекомендаций позволит собственникам жилья оказывать влияние на стоимость и качество предоставляемых услуг и  создавать условия для привлечения дополнительных источников финансированию работ по обслуживанию и ремонту жилого фонда. В 2006 году планируется провести "пилотный" проект в г.Сочи;

· вынести на утверждение Законодательного собрания Краснодарского края:

- межмуниципальную программу по вопросам проведения капитального ремонта и устранения недоремонта жилого фонда многоквартирных домов;

- нормативный акт о порядке обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств краевого бюджета;

- изменения и дополнения  в краевую целевую программу "Жилище" в части вопросов по организации единого программного сертифицированного обеспечения в области учета отдельных категорий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Подробный план реализации стратегических мероприятий в жилищной сфере
отражен в приложении N° 2

ПРОЧИЕ УСЛУГИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Предприятиями жилищно-коммунального хозяйства оказывается помимо основных еще 40 видов дополнительных услуг. В свете проведения реформирования отрасли ЖКХ на территории края отмечается активное вхождение малого бизнеса в сферу осуществления таких услуг как благоустройство, озеленение, банно-прачечные, лифтовое хозяйство, ритуальные услуги. В настоящее время на территории края в этой сфере работает около 30 частных предприятий.

В составе многопрофильных предприятий удельный вес вышеперечисленных услуг составляют около 2% от всей производственной деятельности.

Контроль за качеством и финансирование вышеперечисленных услуг отнесены законом к компетенции органов местного самоуправления. Основной целью стратегии в этой области является обеспечение населения качественными услугами по доступным ценам.

Достижение этой цели возможно только при создании конкурентной среды и формировании рыночных отношений. Для решения поставленной задачи в 2006-2007 годах намечено провести реформирование многопрофильных предприятий и передачей данного бизнеса в частные руки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение намеченных мероприятий Стратегии по финансовой стабилизации жилищно-коммунальной отрасли зависит не только от производителя и потребителя услуг, но и от заинтересованности и готовности администраций муниципальных образований. Руководители муниципальных органов власти должны быть заинтересованы в формировании единой социальной и финансовой политики по отношению к предприятиям жилищно-коммунального комплекса.

По прогнозу за счет реализации намеченных мероприятий по стратегии развития жилищно–коммунального комплекса Краснодарского края в целом по комплексу будут достигнуты следующие результаты:

Показатель

Ед.

изм.

 2005г.

Прогноз

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

1

 

Потери воды в сетях

 

%

 

42,0

 

40,8

 

39,3

 

36,7

 

34,0

 

30,0

2

Поступление налогов от предприятий ЖКХ в консолидированный бюджет края

 

 

млн.

руб.

 

 

500,5

 

 

572,1

 

 

679,3

 

 

787,9

 

 

917,9

 

 

1073,8

3

Удельное водопотребление населения

чел.

литр

в сут.

 

147

 

150

 

165

 

176

 

185

 

200

4

Процент износа основных фондов

 

%

 

 

65,0

 

60,0

 

53,0

 

48,0

 

40,0

5

Обеспечение дополнитель-

ных  рабочих мест

 

 

чел

 

 

 

200

 

800

 

600

 

200

6

Модернизация и замена установленного оборудования

 

 

%

 

 

10,0

 

15,0

 

18,0

 

25,0

 

30,0

Реализация основных мероприятий по стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края позволит обеспечить поступление дополнительных доходов в консолидированный бюджет края, будет способствовать развитию отрасли в целом, повысит надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также ее инвестиционную привлекательность.

Приложения к стратегии
жилищно-коммунального комплекса
Краснодарского края:

План реализации стратегических мероприятий в жилищной сфере
Скачать документ (10 кб. zip)

План реализации стратегических мероприятий по созданию акционерных обществ на базе краевых ГУПов и созданию региональных водных управляющих компаний, с последующим включением в структуру управления водоканалов муниципальных образований
Скачать документ (15 кб. zip)

Перечень нормативных и иных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации стратегии жилищно-коммунального комплекса краснодарского края 2006-2010 г.г.
Скачать документ (11 кб. zip)

Перечень имиджевых мероприятий проведение которых необходимо для реализации стратегии жилищно-коммунального комплекса краснодарского края на 2006г.
Скачать документ (11 кб. zip)

Перечень соглашений достигнутых с инвесторами, реализация которых будет осуществляться в 2006-2008 годах
Скачать документ (5 кб. zip)

Горячая линия по вопросам ЖКХ
Формирование комфортной городской среды
Приём граждан
Горячая линия по вопросам ЖКХ
Газета "Жилищный вестник"
архив номеров
Журнал "ТЭК Кубани"
Раздельный сбор ТКО. Грамотное обращение с отходами

Единый портал государственных и муниципальных услуг  Фонд содействия реформированию ЖКХ   Кубанский учебный центр ЖКХ  Телефон горячей линии администрации Краснодарского края (861) 268-60-44   
         

          

 

Официальный сайт
Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края