Рекомендации краевой конференции "Современные подходы к управлению похоронным делом"
15 сентября 2009 года, г. Анапа Мы, участники конференции, представители федеральных и краевых органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители и специалисты похоронных служб, индивидуальные предприниматели, оказывающие ритуальные услуги, считаем необходимым довести до сведения властных структур всех уровней и широкой общественности края следующее. Оказание ритуальных услуг имеет важнейшее социальное значение. Вопросами похоронного дела в крае занимаются в 14 муниципальных образованиях (в основном в крупных городах) специализированные предприятия по вопросам похоронного дела. На остальных территориях оказание услуг по погребению возложено органами местного самоуправления на многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в составе которых есть специализированные участки, занимающиеся содержанием кладбищ и погребением. Такими предприятиями обслуживается 144 кладбищ. Основное количество кладбищ в крае (1012) находится в ведении глав сельских округов. Кроме того, ритуальные услуги предоставляют более 200 предприятий различных форм собственности. В связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 г. N°131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утратили силу краевые нормативно-правовые акты "Правила работы и содержания мест погребения", "Положение о порядке организации похоронного дела в Краснодарском крае". В настоящее время применяются рекомендации МДК 11-01.2002 "О порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" и санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279 – 03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения". С 1 января 2009 года внесены изменения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" в части увеличения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению до 4 тыс. рублей. Внесены изменения в краевой Закон "О погребении и похоронном деле". Организация похоронного дела в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Вместе с тем, на предприятиях похоронного обслуживания края имеется множество нерешенных проблем, в том числе недостаточная оснащенность специальной техникой, оборудованием и материалами, слабая производственная база, отсутствие финансовых ресурсов на развитие. Имеются недостатки по организации содержания и обслуживания кладбищ. В ряде городов, райцентрах, поселках городского типа территории кладбищ не ограждены (в результате имеются случаи нарушения режима их эксплуатации) Не оказывается необходимая помощь предприятиям, обслуживающим кладбища, по предупреждению хулиганских проявлений, в ряде случаев это приводит к фактам вандализма. Еще более низкий уровень благоустройства и оснащения кладбищ, находящихся в ведении сельских администраций. Кладбища захламлены, неустойчиво работает водопровод, отсутствует или имеется в недостаточном количестве инвентарь для ухода за могилами. Главы сельских администраций не уделяют должного внимания развитию ритуальных услуг в сельской местности, благоустройству и оснащению кладбищ, находящихся в их ведении. В похоронном обслуживании зачастую встречаются фирмы-однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеют место факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере. За последние годы целым рядом органов местного самоуправления не рассматривались на планерных заседаниях вопросы похоронного обслуживания населения, не приняты собственные нормативные акты. В отдельных поселениях края не принята и не утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению предоставляемых населению. В целях совершенствования Федерального и краевого законов "О погребении и похоронном деле", улучшения похоронного обслуживания населения края участники конференции считают необходимым обратиться к администрации края, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления с просьбой рассмотреть настоящие рекомендации и предусмотреть следующие меры по их реализации: 1. Внести изменения в краевой Закон "О погребении и похоронном деле" в части передачи отдельных функций и полномочий от исполнительного органа хозяйствующим субъектам. 2. Разработать типовые правила по содержанию мест захоронения в поселениях края. 3. Подготовить проект постановления по порядку предоставления субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела для возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению отдельным категориям граждан. 4. Органам местного самоуправления: - утвердить стоимость гарантированного перечня услуг по погребению;
- принять постановлением главы органа местного самоуправления правила по содержанию мест захоронения;
- представить на утверждение в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края калькуляцию по ст.12 п.2 (облачение тела умершего (погибшего);
- обеспечить постоянное личное внимание руководителей органов местного самоуправления к проблемам ритуального обслуживания населения, особенно в части внедрения новых форм и методов ритуального обслуживания, включая содержание и благоустройство кладбищ, разработки соответствующих документов и норм по защите малообеспеченных и социально незащищенных групп граждан. Разработать местные программы развития данной сферы в соответствии с общегосударственной концепцией.
Принято на заседании конференции 15 сентября 2009 года.
|